Пеший маршрут по Санкт-Петербургу: от Сенной площади на Васильевский остров через Дворцовую площадь

Петербург словно был создан для неторопливых прогулок пешком. Совершив променад по набережным, заглянув в камерные дворы-колодцы, понимаешь, что город на Неве совсем не потерял в своей привлекательности из-за временно закрытых музеев и галерей. Наоборот, это позволяет уделить все внимание архитектурным особенностям величественных зданий. В этот раз блог «Эспланады» предлагает прогуляться вдоль Адмиралтейства и Эрмитажа, заглянуть на Стрелку Васильевского острова и прокатиться под Невой на траволаторе.

Сенная площадь

Путешествие начинается на Сенной площади. Это единственное место в Петербурге, где сходятся сразу три линии петербургского метрополитена. Добираться сюда из гостиницы «Эспланада» — одно удовольствие, от станции «Обводный канал» до «Садовой» всего два перегона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторически, кстати, это место было окраиной. В 1937 году на месте нынешней площади стоял густой лес. Его вырубили, чтобы организовать на этом месте торговлю сеном и дровами. Именно сено и послужило поводом назвать площадь Сенной.

Перед тем, как двинуться по маршруту, стоит отыскать на площади фонтан «Нептун». Он находится на пересечении Садовой улицы и Московского проспекта. Этот объект, который сложно найти в туристических путеводителях, создан известным французским архитектором Тома де Томоном. Изначально фонтан находился на Царскосельской дороге и выполнял сугубо прикладную, а не декоративную функцию, — был поилкой для коней.

Универмаг «У Красного моста»

От Сенной площади отправимся в сторону Невы по Гороховой улице. На пересечении с Мойкой остановимся у Красного моста, чтобы полюбоваться на причудливый шпиль дореволюционного универмага AU PONT ROUGE. Если вы уже гуляли по нашему маршруту «От Аничкова моста к Спасу-на-Крови и Казанскому собору», формы универмага наверняка напомнят вам «Дом компании Зингер». И будете правы — ведь идею здания на массивном металлическом каркасе архитектор де Рошефор позаимствовал как раз у построенного незадолго до этого «Зингера».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание стало первым в стране многоэтажным магазином и принимало таких высокопоставленных гостей как супругу Николая II императрицу Александру Федоровну.

К сожалению, купол универмага является новостроем. В советское время оригинальный был разрушен, а восстановили его по фотографиям и историческим зарисовкам только к 2014 году.

Исаакиевская площадь

Повернув налево на набережную реки Мойки и пройдя 300-400 метров, мы оказываемся на одной из главных площадей города — Исаакиевской. Здесь, конечно, все внимание к себе притягивает монументальный Исаакиевский собор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивая архитектурное мастерство построившего его Монферрана, стоит учитывать важный факт: по приказу Александра I изначально стоявший на этом месте собор должен был быть частично сохранен в отношении алтарной части и подкупольных пилонов. Впоследствие проект несколько раз перерабатывался, но изначальный облик, отсылающий к парижским Пантеону и Hotel des Invalides, был сохранен.

В обычное время на колокольню Исаакиевского собора можно поднятся — это одна из самых видовых высотных площадок в городе. Сейчас, из-за эпидемиологических ограничений, собор закрыт для посетителей. Поэтому стоит уделить время разглядыванию колоннады Исаакия. Они выполнены из гранитных монолитов, добытых под Выборгом. Масштаб и сложность работ можно оценить хотя бы по тому факту, что для их вырубки из скального массива применялось в том числе ручное бурение.

Медный всадник

Продолжая движение в сторону Невы, вскоре мы встретим главный «открыточный» памятник Петербурга — «Медный всадник». Название скульптуры здесь неспроста взято в кавычки, ведь медным его называют с легкой руки Пушкина. Александр Сергеевич был мастером слова, а вот в металлургии разбирался хуже. Ведь на самом деле скульптура Петра I выполнена из бронзы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще один интересный факт касается того, как обеспечивается устойчивость скульптуры на камне. Долгое время считалось, что конь опирается на три точки: задние ноги и хвост. Однако в 1976 году по результатам рентгенологического исследования ученые сделали вывод: опоры проходят только сквозь ноги, а хвост служит обычным балансиром.

Адмиралтейство

Повернув в сторону Дворцового моста через Неву (а чуть позже нам придется его форсировать), мы окажемся у здания Главного Адмиралтейства. Это один из немногих петербургских памятников архитектуры, попасть внутрь которого обычному туристу не удастся. Дело в том, что комплекс зданий используется как Главное командование Военно-морского флота России. Именно здесь принимаются решения о строительстве современных кораблей и планируются дальние походы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вдруг вы захватите на прогулку бинокль, наведите его на шпиль Адмиралтейства. Там вращается флюгер в виде парусника, обводы которого в точности повторяют любимый флагман Петра I — линейный корабль «Ингерманланд».

В Александровском саду, напротив главного входа в Адмиралтейство, установлено множество скамеечек для отдыха. Это отличное место, чтобы под сенью деревьев перевести дух перед второй частью прогулки.

Дворцовая площадь

А отправится нам предстоит в самое сердце города — на Дворцовую. Здесь глаза разбегаются от достопримечательностей. В центре — Александрийский столп — гранитный исполин высотой 47 метров и массой в 612 тонн, который держится в вертикальном положении исключительно за счет собственного веса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С одной стороны — величественный Зимний дворец. Исторические события, связанные с ним, известны, наверное, каждому. Гораздо любопытнее отдельные технические особенности здания. Взять хотя бы башенку на углу крыши, выходящему на Адмиралтейство. Это ни что иное, как станция оптического телеграфа — устройства для передачи сообщений с помощью световых сигналов. С 1833 года он, через промежуточные станции, связывал Зимний дворец с Царским Селом, Гатчиной и Кронштадтом.

Взглянув в другую сторону — увидим здание Главного штаба с Генеральной аркой. В части этого здания, как и в Адмиралтействе, сейчас заседают военные, а часть отдана под музейную экспозицию Эрмитажа. Стоит заглянуть внутрь Триумфальной арки и отыскать так называемые «Часы Менделеева» — первые уличные электрические часы в Санкт-Петербурге. Диаметр их циферблата достигает 2 метров.

Стрелка Васильевского острова

Уже на Дворцовой площади чувствуется исходящая от Невы свежесть, а значит наш путь лежит через Дворцовый мост — к Стрелке Васильевского острова. Вид этого скульптурно-архитектурного ансамбля знаком каждому, кто держал в руках 50-рублевую купюру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторически — до 1885 года — на Стрелке располагался Петербургский морской порт. А Ростральные колонны выполняли функцию его сигнальных фонарей. Когда они использовались по предназначению, установленные на их вершинах чаши топили конопляным маслом. С развитием технологий колонны попытались перевести на электрическое освещение, однако это оказалось не выгодно.

Сейчас колонны зажигают только по праздникам. Горит в них обычный бытовой газ.

Станция «Спортивная» и путь под Невой

Завершится маршрут прогулкой по набережной Макарова: пройдем мимо исторических зданий Российской академии наук, Военной академии материально-технического обеспечения, Церкви святой великомученицы Екатерины.

Даже если вы планируете вернуться в гостиницу на такси, стоит потратиться на жетон метро и спуститься на станцию «Спортивная». Здесь есть уникальная возможность пересечь рукав Малой Невы под землей, воспользовавшись 300-метровым траволатором, проходящим на глубине 64 метра от поверхности земли. Это инженерное сооружение не оставит равнодушными любителей техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстати, от «Спортивной» до «Обводного канала», где расположена гостиница «Эспланада» — всего четыре перегона метро без пересадок.

Протяженность маршрута: около 5,3 км.

Ранее в нашем блоге: «Пеший маршрут по Санкт-Петербургу: от Аничкова моста к Спасу-на-Крови и Казанскому собору«.

В гостинице «Эспланада» на лето 2020 действуют скидки до 50% на восемь категорий номеров.

Оставить комментарий

Вы не ввели email адрес. Без него комментарий не опубликуется.