Лиговский проспект и Обводный канал: история района

В представлении большинства гостей Санкт-Петербурга исторический центр города проходит по линии «площадь Восстания — Невский проспект — Дворцовая площадь». В то же время история других районов города не менее интересна и восходит к тому же периоду становления города на Неве. Сегодня блог «Эспланады» предлагает отправиться в прошлое и изучить, как развивались Лиговский проспект и Обводный канал, на пересечении которых находится наша гостиница. 

Лиговский проспект

История Лиговского проспекта восходит к самому основанию города Петром I. Еще в 1704 году началось развитие Летнего сада, который изначально задумывался как парк фонтанов. Для их питания водой в 1718 году началась прокладка Лиговского канала — одного из самых протяженных в Петербурге. Длина канала достигала 23 км. А вот по ширине он был совсем узенький — до 4 метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В те годы нынешний Лиговский проспект назывался набережной Лиговского канала. Одной из причин, почему Лиговский канал практически неизвестен сегодня, стало наводнение 1777 года — одно из самых крупных и разрушительных в истории города на Неве. Тогда вода поднялась на 321 см выше ординара и разрушила фонтаны Летнего сада. Значение Лиговского канала в один момент обесценилось и он стал быстро приходить в запустение. К концу XIX века был засыпан участок до Обводного канала, к 1926 году — до Московского проспекта, в послевоенные годы — до пересечения с Краснопутиловской улицей, а воды канала спущены в реку Красненькую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В XVIII-XIX веках район нынешнего Лиговского проспекта был отнюдь не респектабельными местом: здесь располагались извозчичьи дворы и другие заведения для рабочего класса. При этом соседствующий с «Лиговкой» район Обводного канала отличался весьма сильно — это было место, где развивалась как городская промышленность, так и доходные дома обеспеченной части населения Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обводный канал

Строительство канала началось в 1769 году. Он изначально планировался как судоходный, это определило его ширину — порядка 18 метров. Интересно, что со стороны города на случай обороны канал был укреплен валом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обводный канал к середине XIX века стал южной границей Петербурга, а по его берегам начали вырастать промышленные предприятия. Тогда же был прорыт так называемый Французский ковш — ответвление канала для стоянки и разгрузки речных судов. Это показательный факт, демонстрирующий, насколько активное в этот период было судоходство.

Наиболее известными и узнаваемыми объектами промышленности на берегах Обводного канала можно считать пивоваренный завод Дурдиных, о котором уже рассказывал блог «Эспланады», «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», которому принадлежал сохранившийся по сей день газгольдер, Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ныне известный всем как «Красный треугольник»), Российская бумагопрядильная мануфактура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранились до наших дней и исторические доходные дома: дом 82 по Обводному каналу, построенный в 1898-1899 годах, дом 107, датируемый 1986 годом, дом 124 от 1907 года.

Сегодня Обводный канал имеет длину чуть более 8 километров, его пересекают 15 автомобильных, шесть пешеходных и два железнодорожных моста, многие из которых достойны пристального внимания как объекты исторического наследия.

Ранее в блоге гостиницы «Эспланада»: 

 

Оставить комментарий

Вы не ввели email адрес. Без него комментарий не опубликуется.