Пеший маршрут по Санкт-Петербургу: по набережным в Белые ночи

В Петербурге наступает сезон Белых ночей. Удивительно, что они считаются символом именно города на Неве, хотя, например, в Мурманске длятся гораздо дольше. Наверное, все дело в возможностях, которые открывают белые ночи для туристов. В это время город преображается: на улицах становится меньше машин, зажигается визуальное оформление зданий, а ноги словно сами несут гулять по набережным. Туда и отправимся вместе с путеводителем от блога гостиницы «Эспланада». 

Наш маршрут будет отнюдь не классическим. Обычно туристы стараются стартовать с Дворцовой площади и гулять вдоль стен Зимнего дворца и Летнего сада. Мы же отправимся в другое место — туда, где меньше людей, а значит и безопаснее в период распространения COVID-19. К тому же (многократно проверено на собственном опыте) — набережная набережной рознь. Например, узкие тротуары будут постоянно заставлять вас задуматься, каким образом разойтись с большой компанией, а машины, хоть и редкие в ночное время, станут проноситься некомфортно близко. Мы же предлагаем прогуляться по Свердловской набережной, где тротуары широкие, а где-то даже отделены от проезжей части зеленой зоной.

Петропавловская крепость

Начнем маршрут от станции метро «Горьковская». В 2009 году она прошла реконструкцию и обрела новый вестибюль, который в народе сразу стали называть «летающей тарелкой». Весьма оригинальное решение для консервативного района, расположившегося на Петроградской стороне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквально в 400 метрах от станции метро перед нами откроется панорама на Петропавловскую крепость — одну из главных достопримечательностей города. Полюбоваться ей можно, подойдя вплотную к Троицкому мосту. Но перед этим стоит обратить внимание на забавный памятник, который видно с мостика через Кронверкский пролив. Там на свае расположился заяц, который будто бы спасается от наводнения. Этот сюжет отсылает нас к легенде о встрече Петра I и заяца на острове, где позже была возведена Петропавловская крепость. Историки подвергают эту легенду сомнению, но в народе она прижилась, как и заячик, установленный в год 300-летия Санкт-Петербурга.

Аврора

От Петропавловки возьмем курс на Большую Невку, где пришвартован знаменитый крейсер «Аврора». Это корабль богатейшей истории: участвовал в Цусимском сражении, Октябрьской революции, снятые с него орудия обороняли Ленинград в Великую Отечественную. А главное — крейсер до сих пор находится в рядах Военно-Морского флота, его экипаж составляют военные моряки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самое главное народное заблуждение по поводу «Авроры» касается стрельбы по Зимнему дворцу в 1917 году. На самом деле стрельбы как таковой и не было — крейсер произвел всего один холостой выстрел из 152-мм орудия, «обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности».

В 2014-2016 годах корабль отремонтировали на Кронштадтском морском заводе. Интересно, что большинство систем крейсера оказались в отличном состоянии, несмотря на более чем 100-летнюю службу.

Ленин на броневике

После «Авроры» наш путь лежит на Сампсониевский мост, перейдя который, мы окажемся на Правобережной части Петербурга. Оттуда по Пироговской и Арсенальной набережным доберемся до площади Ленина, посреди которой расположился памятник «вождю пролетариата».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник этот не совсем обычный, ведь стоит Владимир Ильич на постаменте, имитирующем корпус броневика, с которого он выступал 3 апреля 1917 года. Об этой машине (в отличие от самого Ленина) обычно говорится мало, поэтому мы сделаем исключение и уделим ей внимание. Так вот: свою речь Ленин произносил с «Остина». Так называлось семейство пулемётных бронеавтомобилей, разработанных по заказу Российской империи одноименной британской фирмой. В ходе Первой Мировой войны они были самыми массовыми бронеавтомобилями с российской стороны. Отечественная промышленность тоже приложила к ним руку: множество «Остинов» прошли модернизацию на Ижорском заводе, где им усиливали бронезащиту.

Сфинксы

Всем, наверное, известны древнеегипетские сфинскы, установленные в Санкт-Петербурге на Университетской набережной. Но вот про сфинксов на Свердловской набережной информации минимум. Конечно, они не такие древние, но к их созданию приложил руку великий архитектор Джакомо Кваренги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфинксы украшают пристань, прилегающую к усадьбе, построенной для екатерининского вельможи и канцлера империи Александра Безбородко. Она знаменита не только сфинксами — ее обрамляет забор со скульптурами львов, которых можно насчитать аж 29 штук.

Смольный собор

Прогуливаясь дальше вдоль Свердловской набережной, наше внимание наверняка привлечет стоящий на противоположном берегу Смольный собор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Его начали строить в 1748 году, завершили в 1835-м и чуть было не возобновили стройку в 2013-м. Дело в том, что архитектором Бартоломео Растрелли в проект Смольного монастыря была заложена 140-метровая пятиярусная колокольня. Под нее даже успели соорудить фундамент — в землю было забито более 10000 мореных деревянных свай. Однако по различным причинам строительство было прекращено. Идеи его возобновить по сохранившемуся макету начали воплощаться в реальность в XXI веке. Были даже проведены археологические исследования. Однако проект встретил критику экспертов-историков, да и у горожан вызвал неоднозначную реакцию, ведь высота колокольни на целых 18 метров превзошла бы шпиль Петропавловской крепости. В итоге проект был вновь забыт. Надолго ли?

Большеохтинский мост

Завершая маршрут, ознакомимся с конструкцией Большеохтинского моста. Это, пожалуй, один из самых красивых мостов через Неву. Дворцовый, Троицкий, Литейный мосты все-таки частично утратили исторический облик из-за уложенного асфальта и нанесенной разметки. На Большеохтинском же массивные металлические конструкции и монументальные башни словно хранят дух николаевской эпохи. С другой стороны, башни-маяки — пример использования немецких архитектурных решений XIX-начала XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От Большеохтинского моста уже совсем недалеко до моста Александра Невского, а оттуда и до станции метро Новочеркасская, где и завершается наш маршрут.

График разводки мостов на маршруте:

  • Троицкий мост: с 01:20 до 04:50;
  • Сампсониевский мост: с 01:30 до 04:30 (не ежедневно, только при потребности судов в проходе по Большой Невке);
  • Литейный мост: с 01:40 до 04:45;
  • Большеохтинский мост (мост Петра Великого): с 02:00 до 05:00;
  • Мост Александра Невского: с 02:20 до 05:10.

 

Протяженность маршрута: около 9 км.

Ранее в нашем блоге:

 

В гостинице «Эспланада» на лето 2020 действуют скидки до 50% на восемь категорий номеров.

Оставить комментарий

Вы не ввели email адрес. Без него комментарий не опубликуется.